Чему обучают ребёнка в детском саду
образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области (далее ДОУ) разработана в соответствии с Федеральной
образовательной программой ДО и ФГОС ДО.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Используются парциальные программы: Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная
программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности
(формирование эстетического отношения к миру).
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41,
ст. 6959)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. № 955
- Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027 г.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028)
- Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста
с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с
нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном
интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой
степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития
при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех
компонентов языка.
Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и
грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном,
заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под
непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой
степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения,
от воспитания и обучения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении
звукопроизношения и фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов
речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико- грамматического
строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем
уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или
резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из
отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов,
сопровождающихся жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая
аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще
существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,
произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной
нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая
фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития;
на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи
наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой
системы.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со
следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия,
детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической
классификации речевых нарушений).
Цель реализации Программы: построение системы работы, обеспечивающей
условия для получения дошкольного образования обучающимися дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных
направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего
выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей
обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей
дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени
выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым
системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.
Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том
числе, детей с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в
целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого и физического
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Кружок «Эколята-дошколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Цели и задачи программы:
развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи:
Образовательные:
- формировать освоение экологических представлений
- развивать познавательные умения
- накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Фитнес – один из самых молодых видов физкультурно-спортивной деятельности, быстро завоевавших популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движений и музыки. Фитнес во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности детей, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Представленная программа призвана сформировать у обучающихся устойчивый интерес и потребность в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовке, к развитию своих физических и психических качеств, творческого использования средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Актуальность данной программы заключается в простоте и доступности такого вида занятий и нагрузки для детей любого возраста и заключается в возможности в условиях щадящего режима, получить необходимую двигательную нагрузку детям и подросткам разного уровня физического развития и физической подготовленности. А также с возрастанием интереса детей к фитнесу, как к одному из любимых видов спорта, способствующему не только развитию физических качеств, но и являющемуся способом развития и приобретения красоты тела, пластики, грации.
Цель программы: формирование устойчивых мотивов и потребностей бережного отношения к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Обучающие:
- научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием «здоровый образ жизни» (сбалансированное питание, физическая активность, распорядок дня, отказ от вредных привычек, психогигиена и т.п.);
- формировать правильную осанку;
- ознакомить учащихся с основами анатомии, взаимодействием музыки и движения, развитием массовых видов спорта с музыкальным сопровождением;
- обучить комплексу физических упражнений с оздоровительной направленностью.
Развивающие:
- развивать основные психические процессы (память, мышление, внимание), коммуникативные навыки;
- развивать уровень ритмической подготовки школьников, путем использования музыкальной фонограммы;
- развивать функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем с помощью использования аэробных физических нагрузок
- развивать силу и гибкость опорно-двигательного аппарата, с помощью использования силовых уроков и стретчинга.
Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность, волевые качества личности;
- приобщить к режиму дня спортсмена;
- воспитывать правильное отношение к внешнему виду;
- формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Обучение в рамках программы «Народный вокальный коллектив» носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Освоение доступного фольклорного материала формирует представления о народном музыкально - поэтическом языке, его образно - смысловом строе. Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Цель - выявление и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно- нравственным развитием посредством вокального пения, постижения основ народной культуры.
Задачи :
Образовательные:
-обучение навыкам певческой и исполнительской традиции Ульяновской области, а также других областей России;
-обучение навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта коренных жителей Ульяновской области;
- обучение навыкам пения без сопровождения (пения «без заданного тона»);
- формирование умения перенимать песню от носителей традиций;
- развитие навыков интонирования в ладах народной музыки;
- обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию,опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;
- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально-фольклорных понятиях;
- знакомство с музыкальными инструментами (ударными, духовыми, струнными);
- знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах
Развивающие:
-развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;
-развитие слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и мышления;
-формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;
Воспитательные:
-формирование умения организовывать свой труд;
-формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
-воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
-формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;
-воспитание толерантности.